Дети которые остались без родительского попечения это

Содержание

Права детей-сирот

Дети которые остались без родительского попечения это

Российская Федерация полностью содержит несовершеннолетних лиц, которые по стечению жизненных обстоятельств оказались в сложном положении – это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты. Каждый из регионов определяет свой уровень соцподдержки, привилегий и денежных начислений.

Совсем неважно, сколько времени находятся сироты в домах детства. Их никто не может лишить недвижимости и другого имущества, доставшегося им от родителей и других родственников, а их доходы (пенсионные выплаты, алименты) подлежат обязательному накоплению на сберегательных книжках.

Кого принято считать сиротами

Депутаты госдумы РФ приняли Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.

1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «дети-сироты» имеют различные определения.

Детьми-сиротами именуются жители России до 18 лет, которые потеряли одного или обоих родителей. А к детям, оставшимся без попечения родителей, относят несовершеннолетних, чьи мать и отец:

  • неизвестны;
  • лишились возможности растить и воспитывать ребенка либо их частично отстранили от этого;
  • пропали без вести, их объявили умершими (это должно быть официально признано);
  • стали недееспособными или суд ограничил их дееспособность;
  • являются заключенными в тюремных учреждениях;
  • совершили преступное деяние и находятся в следственных изоляторах;
  • отказались их воспитывать, защищать и материально содержать.

Граждане, которые лишились единственного или обоих родителей до наступления 18 лет, могут рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны государства до того времени, пока им не исполнится 23 года.

Все воспитанники сиротских учреждений наделены следующими правами:

  • обеспечение питанием, одеждой, проживание и прохождение школьной программы;
  • развитие таланта в творчестве, спорте, науке и т. д.;
  • содействие в учебном процессе и коррекция обнаруженных отклонений.

Чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты развивались всесторонне, им предоставляется право на посещение факультативов разнообразных профилей, секций во всех видах заведений, а также возможность участия в конкурсах или олимпиадах.

Льготы и пособия

Соцподдержка и преимущества для этих детей устанавливаются депутатами областных дум. Детские дома обязаны обеспечивать своих воспитанников бесплатно всем необходимым для жизни: полноценным питанием, одеждой, обувью, бельем и прочим. Сиротские учреждения также бывают федеральными, которые финансируются за счет государственного бюджета.

ВАЖНО! После выдачи аттестатов о полученном образовании дети выпускаются из учреждений, но им безвозмездно предоставляется одежда, обувь, белье, деньги в размере от 500 рублей и выше. Если сирота имеет желание, вещи можно заменить единовременной выплатой.

У каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, во время прохождения профессионального обучения есть возможность ездить на общественных видах транспорта и не платить за проезд в пункте проживания и за его пределами (пригородные маршруты).

Федеральный закон № 324-ФЗ от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи» позволяет детям-сиротам и их опекунам (при посещении адвокатов для ведения дел, которые непосредственно касаются сирот) на безвозмездной основе получать услуги юристов.

Право детей-сирот на медицинское обслуживание

Детям-сиротам гарантирована бесплатная медпомощь во всех больницах и поликлиниках, кроме частных. В нее входит:

  • оказание медицинских услуг с применением высоких технологий;
  • полное ежегодное обследование организма;
  • процедуры по оздоровлению;
  • медосмотры;
  • лечение заграницей за счет федерального финансирования.

Во внеочередном порядке для сирот предоставляются путевки в санатории, курорты и лагеря. Им обеспечена бесплатная поездка в оба конца, если билеты были куплены самостоятельно на собственные средства, то затраты компенсируются.

Право детей-сирот на трудовую деятельность

Все выпускники сиротских учреждений должны быть официально трудоустроены, для них гарантируется защита от безработицы. Обращаясь в центры занятости, они получают содействие со стороны специалистов в поиске вакантных должностей, дальнейшего трудоустройства, и, при необходимости, помощь в выдаче направления на приобретение выбранной профессии либо дополнительного профобразования.

Если сироты встали на учет в центре занятости граждан и занесены в реестр как безработные, но они получают образование по направлению от специалистов биржи труда, им выплачивается стипендия и пособие.

ВАЖНО! Если сирот увольняют в связи с ликвидацией предприятия или сокращением сотрудников, то директорат обязан оплатить им профобучение и трудоустроить.

Привилегии в сфере образования

Граждане, получившие школьные аттестаты в сиротских домах, могут подавать заявки в ПТУ, колледжи, ВУЗы и рассчитывать на бюджетные места очного обучения. Дети-сироты безвозмездно могут обучаться:

  • на курсах для абитуриентов;
  • дважды в училищах, техникумах, и один раз в ВУЗах;
  • по программе профподготовки один раз (рабочие специальности).

ВНИМАНИЕ! Если во время учебной деятельности студент становится сиротой, ему предоставляться соцподдержка и оплата за образовательные услуги со стороны бюджета.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” наделяет региональные власти обязанностью выдавать социальную стипендию и единовременную выплату каждый год на покупку учебников и канцелярских товаров. Выплата равняется трехкратному размеру начисляемой соцстипендии.

Если директора детских домов дают разрешение, их выпускники, проходящие обучение в училищах, колледжах и ВУЗах на время каникул могут приезжать в родные дома детства, бесплатно там проживать и питаться. Они также имеют возможность бесплатно совершать поездки в оба конца один раз в год.

Если дети-сироты во время учебного процесса берут академический отпуск (в случае наступления необходимости в лечении, при беременности, уходе за детьми младше 3-х лет), им предоставляют полное соцобеспечение со стороны государства и продолжают выплачивать стипендии.

Право на жилье

Правительство Российской Федерации постановило предоставлять детям-сиротам благоустроенную жилплощадь во временное пользование на 5-летний период. Если он закончился, а сирота находится в бедственном положении, то наем квартиры разрешается пролонгировать еще 1 раз на 5 лет. Процесс предоставления помещений регулируется субъектами РФ.

Чтобы получить квадратные метры, сироты должны достигнуть совершеннолетия (либо полной дееспособности до 18 лет) и подать письменное заявление по установленному образцу. Дети могут стать обладателями нового жилья после выпуска из детского дома, приобретения профессии по программам образовательных учреждений, завершения армейской службы или тюремного заключения.

Если дети-сироты имеют права собственности на объекты недвижимости, где им разрешено проживать, они также могут претендовать на жилплощадь. Невозможность нахождения в квартирах и частных домах определяется, если есть одна из нижеследующих причин:

  • на жилой территории постоянно проживают родители, которых лишили прав на воспитание этих детей и не переселенные по приговору суда (сюда же относятся тяжело болеющие люди);
  • жилплощадь не соответствует санитарным и техническим стандартам;
  • при вселении ребенка, количество квадратных метров на одного проживающего уменьшается и становится менее установленного минимума.

В соответствии с Семейным кодексом, дети-сироты, над которыми оформили опекунство/попечительство либо их усыновили, обладают такими же правами, как и родные дети. Семейный Кодекс РФ закрепляет за сиротами получение содержания от родителей.

Но если этих детей усыновляют другие люди, то они теряют свои имущественные права, гарантированные им от кровных родственников. В случае потери одного или обоих родителей до факта усыновления, сирота может законно наследовать их имущество и получать пенсию.

ВАЖНО! Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829, все денежные поступления сироты, приемные родители/опекуны должны тратить только на нужды ребенка, предварительно получив одобрение от органа опеки.

Директора детских домов обязаны сохранять на банковских счетах алименты, поступающие от родителей. По существующим правилам они могут расходовать на детей только 50% дохода от этих сумм.

Как только они покидают стены учреждения, руководство передаем им право пользования счетом с накопленными деньгами: алименты за все время жительства в доме детства + половину начисленных процентов за размещенные вклады.

Дети-сироты являются одной из самых незащищенных групп российских жителей и должны полностью содержаться на средства соответствующего субъекта РФ.

Чтобы они смогли органично вступить в социум и полноценно жить и работать, страна наделяет их преимуществами в виде бесплатных образовательных услуг, официального первоочередного трудоустройства, обеспечения путевками в санатории и лагеря, лечения и предоставления жилых помещений.

Источник – https://govcare.ru/opeka/deti-siroty

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/prava-deteisirot-5a9d024d830905aeeb83fe45

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети которые остались без родительского попечения это


Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее. К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства [3].Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.

1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей:

− дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

− дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими;

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е. А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

− собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте;

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

− интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием;

− «отказники». Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства;

− «лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству. Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом.

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением.

Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей.

Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2].

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям.

Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения.

Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3].

К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие:

− смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей;

− добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме;

− асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств;

− тяжелое финансовое положение семьи;

− рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов);

− нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь);

− нахождение родителей в местах лишения свободы;

− признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными;

− жестокое обращение с детьми;

− уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание. В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям.

Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение.

В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот.

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс.

становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством.

К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

Выделяются следующие последствия сиротства:

− медицинские последствия.

Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями). У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.;

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых.

На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

− экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития.

Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности.

Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны.

− психологические последствия. Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу.

Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность. Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения.

Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество [3].

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием.

Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее.

В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк.

Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие.

Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь.

В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения.

Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья.

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства.

Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях.

Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми.

Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Литература:

  1. Асильдерова М. М. Социально- правовая защита детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [учебное пособие] / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова; — Махачкала: Из-во Алеф, 2013. 188 с.
  2. Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.
  3. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: [учебное пособие] / Г. И. Климантова; — Москва: Изд-во Дашков и К, 2012. 236с.
  4. Тюгашев А. Е. Семьеведение: [учебное пособие] / А. Е. Тюгашев, Попкова Т. В.; Новосибирский гос.ун-т. — Новосибирск: РИЦ НовГУ, 2013. 112с.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, социальное сиротство, родитель, Россия, попечение родителей, признание родителей, попечение государства, интернатное учреждение, реальная жизнь, самостоятельная жизнь.

Источник: https://moluch.ru/archive/269/61906/

Откуда берутся дети, оставшиеся без попечения родителей – ИСППП

Дети которые остались без родительского попечения это

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе, а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.
Итак, дети остаются без попечения родителей следующих случаях:

✓ родители (единственный родитель) умерли;

✓ родители ребёнка неизвестны (“подкидыши”);

✓ родители лишены родительских прав;

✓ родители ограничены в родительских правах;

✓ родители признаны недееспособными;

✓ родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

✓ родители длительно отсутствуют

— в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

✓  родители уклоняются от воспитания детей;

✓ родители уклоняются от защиты прав и интересов детей

— в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (“отказники”);— когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от их воспитания (в данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена);

— когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;

✓  родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;

✓ родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;

✓ родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

✓ все иные случаи отсутствия родительского попечения

— в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.

Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст.

122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передать ребёнка в приют или иную организацию).

Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.

Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

Зачем нужно устройство в семью

В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.

В обычном случае функцию защиты и представительства выполняют родители ребёнка.

Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.

Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.

Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя.

Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает.

Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства.
Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием.

И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.

Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому

В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.

Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта.

Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.

Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

Источник: https://isppp.site/portfolio/obpr/

Защита прав детей-сирот. Помощь государства, соц.гарантии

Дети которые остались без родительского попечения это

Рассмотрим в чем выражается защита прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?

Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:

Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

защита прав детей-сирот в сфере образования

законом рф №159-фз предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. при этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • получение второго средне-специального образования.
  • использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. при этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. воспользоваться таким правом студент может один раз в год. при этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. за время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение.  которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. при этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

в медицинской сфере

защита прав детей-сирот в медицине

дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

защита права на трудовую деятельность

для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

при обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

жилищные социальные гарантии

право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. в этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

после прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.

например:

  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, в обязанности которых входит защита прав детей-сирот, и которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/zaschita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, – это кто?

Дети которые остались без родительского попечения это

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход.

Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности.

Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, – это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, – это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей.

Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы.

Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, – это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите.

Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору.

На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, – это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека – устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья – малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона.

При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни.

Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета.

Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки.

После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания.

Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом – специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1695609611042949776/rebenok-ostavshijsya-bez-popecheniya-roditelej-eto-kto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.