Воспитание детей оставшихся без попечения родителей

Организация воспитания детей-сирот

Воспитание детей оставшихся без попечения родителей
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Организация воспитания детей-сирот

На сегодняшний день действует несколько форм, как можно устроить детей, оставшихся без родительской заботы.

Проблема детей, которые по той или иной причине остались без попечения родителей, злободневна. Правительство страны старается решить ее максимально эффективно. 

С 01.09 2015 г. действует Постановление Правительства, утверждающее положения о деятельности организация воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день действует несколько форм, как можно устроить детей, оставшихся без родительской заботы.

Детей устраивают в семьи, и, если нет такой возможности, в различные детские учреждения и организации.

Организация воспитания детей-сирот включает в себя:

  • Усыновление или удочерение ребенка, оставшегося без родительского попечения.
  • Взятие опеки над ребенком сиротой или детьми, лишившимися опеки родителей.
  • Передача на воспитание в приемную семью на воспитание.

При отсутствии возможности устроить детей вышеперечисленными способами, ребенка передают на воспитание и проживание в организации для детей без попечения.

Организациями для детей сирот являются:

  • школы – интернаты, в которых дети – сироты находятся на обеспечении, одновременно учатся и проживают;
  • детские дома, где дети находятся на полном содержании;
  • интернаты для детей – инвалидов, то есть специализированные организации для детей сирот, имеющих инвалидность и требующих особенный уход и внимание;
  • социально – реабилитационные центры, куда направляются дети для реабилитации после изъятия их у родителей, лишенных прав, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием и содержанием детей;
  • социальные приюты и лечебные учреждения для детей сирот, такие как дома малютки.

Детям, проживающим в подобных условиях, опекуны и попечители не назначаются. Полномочия полностью содержать, заниматься воспитанием, обучать, кормить, поить, одевать, обувать, защищать права ребенка и законные интересы во всех инстанциях, возложены на такие организации, в которых дети проживают.

Организация воспитания детей-сирот имеет все права, обязанности и ответственность, как и назначенные опекуны, и попечители над детьми – сиротами, помещенными в эти учреждения.
Кроме того, в полномочия руководителя организации для детей сирот входит передача детей на временное проживание в семьи, которые имеют постоянное место жительство на территории страны.

Гостевой режим пребывания детей в семьях

Остановимся, прежде всего, на особенностях гостевого режима, или другими словами – семьи для ребенка на выходной день, каникулы, праздничные дни.

Это общение с детьми, проживающими в детских домах, домах – интернатах именно в выходные и праздничные дни, когда детей берут в семью в качестве гостей для пребывания с ребенком в кругу семьи.

В результате таких общений довольно часто связь с ребенком переходит в привязанность, опекунство или наставничество, бывает и в последующее усыновление ребенка, которого изначально брали лишь на выходные.

В тех случаях, когда органы опекунского совета, обследовав жилищные условия, не дают разрешение на общение с ребенком из-за несоответствия жилья санитарно – техническим нормам, возможно решение этого вопроса путем общения с ребенком в не дома. К примеру, выезжать на выходные в зоны отдыха, брать ребенка в дневные часы для походов в кино, прогулок по городу и так далее.

Условия передачи ребенка в семью в рамках гостевого режима

Чтобы получить разрешение на гостевой режим, лица, желающие взять ребенка на праздники, каникулы, должны обратиться в опекунский совет по месту своего жительства.

Дать разрешение на посещения конкретным ребенком семьи в компетенции руководителя того учреждения, где ребенок находится на содержании и воспитании постоянно.

В чем же особенности гостевого режима.

Получить разрешение на оформление гостевого режима может любой гражданин, достигший совершеннолетия.

Исключение, как и в случаях усыновления детей или взятия на воспитание в семью относится к лицам:

  • которые признаны недееспособными (частично или полностью);
  • лишенным или ограниченным в родительских правах;
  • бравшим ребенка на усыновление ранее, но по решению суда лишенные этого права;
  • судимым за убийство и нанесение телесных повреждений;
  • больных туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями;
  • без определенного места жительства;
  • алкоголикам, наркоманам, токсикоманам.

Процедура получения разрешения на временное посещение ребенком семьи намного более упрощенная.

Люди, которые действительно хотят встречаться с детьми в неформальной обстановке, должны написать заявление в орган опеки, приложив к нему:

  • ксерокопию любого документа с фотографией(обычно это паспорт);
  • справку из органов МВД о том, что не были судимы;
  • медицинскую справку;
  • выписку из домовой книги, предоставляющую сведения о всех членах семьи, живущих в квартире с заявителем.

В течение двух последующих недель, органами опеки будет вынесено, дать разрешение или нет. Разрешение выдается сроком на год.

Получив письменное разрешение органов опекунского совета, лица, желающие общаться с ребенком из организации для детей сирот, представляют в данное учреждение, где находится ребенок, следующую документацию:

  • пишут произвольно заявление на имя руководителя организации для детей сирот;
  • предоставляет ксерокопию документа, удостоверяющего личность;
  • прикладывает заключение органа опеки о том, что передача в семью временно, возможна, либо, если есть – заключение о возможности быть усыновителем или приемным родителем;
  • заявления от проживающих совместно с заявителем членов семьи о том, что они не возражают против нахождения в гостях ребенка из детдома (интерната и т.д.)

Порядок временной передачи детей, оставшихся без попечения родителей в организации для детей – сирот

Ознакомившись с документами, представители детского учреждения предоставляют информацию о детях, которых можно взять в семью в гостевом режиме.

Работники организации для детей сирот помогают подобрать кандидатуру ребенка, установить контакт с ребенком, наладить общение с членами «гостевой семьи».

На протяжении полумесяца, работники детского учреждения наблюдают и анализируют, как складываются отношения между членами «гостевой семьи» и ребенком. Принимая решение о разрешении взятия ребенка за территорию учреждения, где тот проживает, берутся во внимание и опыт «гостевой семьи» в подобном общении с другими детьми.

Если решение вынесено в пользу «гостевой семьи», издается приказ по учреждению о временной передаче ребенка сироты или оставшегося без родительского попечения, за подписью руководителя учреждения и заверенная копия его выдается члену «гостевой семьи». Кроме того, на руки представителю семьи, которая оформляет разрешение общение с ребенком, выдают:

  • заверенную копию документа о рождении ребенка;
  • копию договора о медицинском страховании.

И другие документы, при необходимости, которые могут понадобиться, когда ребенок будет находиться в семье.

Ответы на основные вопросы, возникающие о гостевом пребывании ребенка в семье

  • Разрешается брать ребенка для общения семьям от трех до восемнадцати лет;
  • Условия пребывания ребенка в гостях аналогичны тем, которые должны быть созданы при усыновлении или взятия на воспитание, то есть: у ребенка должно быть место для игр, отдыха, сна; уголок, где могут находиться личные вещи ребенка, книги, игрушки.
  • Находиться в «гостях» ребенок может от одного дня до месяца. В особых случаях, когда это затрагивает интересы ребенка, возможно продление времени пребывания документально сроком до трех месяцев.
  • Вывозить за пределы Российской Федерации запрещается детей, взятых на выходные из организации для детей сирот.
  • Не разрешается оставлять ребенка без присмотра людей, взявших на себя ответственность при оформлении разрешения на временное общение или под присмотром других лиц, не имеющих отношения к заявителям, оформившим разрешение на временное общение с ребенком сиротой.

Есть свои положительные и отрицательные аспекты гостевых семей.

Так, маленькому ребенку в три, четыре года тяжело объяснить, почему его в выходные берут в семью, где уделяют внимание, оказывают заботу, но после выходных возвращают в детский дом или другое учреждение, где он пребывает.

С подростками же, наоборот, проще. Поскольку шанс быть усыновленными с каждым годом у детей уменьшается, ведь усыновители чаще всего мечтают взять ребенка как можно младше, чтобы скрыть тайну усыновления. И у детей в 12 -14 лет – это чуть ли не единственная возможность ощутить тепло домашнего очага, почувствовать семейные отношения.

Помимо прочих плюсов такого общения является еще и тот момент, что дети, фактически живущие в замкнутом пространстве в своем учреждении, могут лучше адаптироваться к окружающей социальной среде.

Кроме того, часто «гостевые родители» настолько привязываются к детям, что просто их усыновляют после окончания срока разрешения временного общения с ребенком.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/organizacii-dlya-detei-bez-popecheniya.html

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Воспитание детей оставшихся без попечения родителей

Определение 1

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица, не достигшие совершеннолетия, которые лишились своих родителей по разным причинам.

Основными формами организации воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

  • Усыновление (удочерение).
  • Опека и попечительство.
  • Приемная семья.

Рисунок 1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим каждую форме более подробно.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) – это форма воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, реализуемая через заключение юридического договора между лицами, берущими на себя обязанности по воспитанию и развитию ребенка, самим ребенком, его родственниками и реальными родителями (если они живы и по каким-то обстоятельствам не могут реализовывать воспитание самостоятельно).

Процесс усыновления может быть реализован при соблюдении большого количества требований к усыновителям и правил самой процедуры усыновления. К ним относятся:

  1. Усыновление может быть реализовано, только если ребенок не достиг совершеннолетнего возраста. Совершеннолетним детям не нужны опекуны и воспитатели.
  2. Совершеннолетие опекунов и их дееспособность.
  3. При усыновлении должны быть соблюдены все интересы ребенка. Как правило, они прописываются в договоре. В качестве интересов может быть рассмотрено право на образование, уход, создание комфортного психологического семейного климата и др.
  4. Усыновитель/ли должны быть старше ребенка на 16 лет. Однако, это правило часто нарушается, если того требуют обстоятельства усыновления и удовлетворение интересов и потребностей ребенка. Например, если усыновителем становится отчим ребенка. В этом случае возрастная разница не рассматривается в качестве требования.
  5. Усыновление совершается при согласии всех сторон: усыновителя, его супруги или супруга, если они не являются вторым усыновителем, самого ребенка и его родителей или официальных представителей.
  6. Состояние здоровья усыновителей должно находиться в пределах нормы т.е. не допускается наличие неизлечимых и жизненно опасных заболеваний, психических расстройств.
  7. Фамилия и имя ребенка могут быть сохранены при усыновлении, а могут быть изменены в соответствии с желанием и фамилией усыновителей.
  8. Братья и сестры могут быть усыновлены только одними усыновителями. В некоторых случаях, в которых преследуются интересы детей, они могут быть усыновлены разными лицами.

Процесс усыновления ориентирован на создание для ребенка комфортных условий – семейной обстановки, в которой будет реализовано его воспитание и развитие, оказан должный уход.

Это актуально для тех детей, которые потеряли своих родителей или их родители не способны реализовать воспитание по разным причинам и обстоятельствам.

Ребенок получает семью, а усыновители – ребенка, которого они не могли завести самостоятельно, в силу медицинских или иных проблем.

Опека и попечительство

Опека и попечительство – это форма воспитания детей, защиты их интересов, реализации прав и свобод, ведения имущественных дел, реализуемая для детей, оставшихся без попечения родителей, а также для граждан, достигших совершеннолетия, но, не имеющих возможностей самостоятельно решать свои проблемы, выполнять обязательства, защищать права и свободы.

Условиями реализации опеки являются:

  1. Ребенок не достигший 14 лет подвергается опеке.
  2. Опека требует от опекуна полноценной защиты прав и свобод своего подопечного.
  3. Опекуны могут действовать от имени опекаемого: заключать договора, подписывать документы, совершать иные сделки, отвечающие интересам и потребностям опекаемого.
  4. Назначается опекун по месту проживания подопечного.
  5. При назначении опекуна необходимо учитывать его согласие и согласие ребенка.
  6. Совершеннолетие, дееспособность, отсутствие судимости и лишения родительских прав, алкоголизма и наркомании у опекуна.

Условиями реализации попечительства являются:

  1. Попечительству подвергаются дети в возрасте от 14 до 18 лет и недееспособные совершеннолетние граждане.
  2. Все сделки, заключения договоров, решение каких-то юридических задач подопечный не имеет права совершать без согласия попечителя. Он контролирует данный процесс.
  3. Попечители оказывают помощь и поддержку подопечным в защите их прав и свобод, исполнении различных обязанностей.
  4. Попечители назначаются по месту проживания подопечного.
  5. Совершеннолетие, дееспособность, отсутствие судимости и лишения родительских прав, алкоголизма и наркомании у попечителя.
  6. Согласие подопечного на назначение ему конкретного лица попечителем.

Приемная семья

Приемная семья – это форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляющая собой особый институт, имеющий черты и выполняющий функции усыновителя, опекуна и попечителя, а также детского воспитательного учреждения.

Приемные семьи являются социальным органом опеки. Их деятельность реализуется на основании заключения с государством, органами опеки договора о передаче ребенка на временное воспитание и содержание. В договоре прописывается срок нахождения ребенка в семье. Как правило, он бывает связан с последующим усыновлением ребенка или назначением ему опекуна.

Замечание 1

Таким образом, приемная семья является промежуточным местом проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей, до дальнейшего решения его судьбы.

Приемные семьи получают плату за выполнение своих договорных обязанностей. Они реализуют полноценное воспитание и обучение детей в период их пребывания в семье, уход за ними.

Приемная семья является наиболее оптимальной формой пребывания ребенка до решения его дальнейшей судьбы, поскольку приемные родители способны подарить ему любовь и заботу, создать комфортную обстановку, найти общий язык, установить доверительные взаимоотношения, что, далеко не всегда, удается опекунам и попечителям.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/formy_vospitaniya_detey_ostavshihsya_bez_popecheniya_roditeley/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.